Архивная версия сайта
 
Новый сайт располагается по адресу https://gia21.rchuv.ru/
 
БУ "Республиканский центр новых образовательных технологий" Минобразования Чувашии
 
Региональный центр оценки качества общего образования
 
Официальный сайт информационно-технологической поддержки
государственной итоговой аттестации в Чувашской Республике

 

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Публикации » Сочинение 2022/23 учебного года: в чем его особенности? (федеральный портал "Российское образование")

28 ноября 2022 г.

7 декабря российские одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение – работу, которая станет допуском к ЕГЭ и еще одним важным шагом к получению заветного аттестата о среднем образовании. 

О том, как организовать подготовку в оставшееся до сочинения время, и об основных правилах написания этой работы одиннадцатиклассникам рассказывает филолог, преподаватель русского языка и литературы Оксана Ласковская. 

Оксана Сергеевна, одиннадцатиклассник, уверенно идущий на сочинение, должен быть…

Грамотным, начитанным, умеющим составить связный текст определенного объема с опорой на литературный и культурный материал, умеющим выстроить логичное рассуждение и раскрыть тему разносторонне и глубоко. 

Существуют ли какие-то ограничения в использовании литературных произведений, на которые можно опираться при выполнении работы?

С прошлого года сняты все ограничения, кроме здравого смысла и хотя бы базового понимания качества и уместности выбора произведений. Я вообще рекомендую этим руководствоваться всегда и везде. Делать глупости или пытаться кого-то эпатировать можно в разных местах – необязательно для этого использовать ситуацию проверки знаний (в любом ее формате). Лучше знания предъявлять в самом блестящем их виде. Так что пишите о том, что вы хорошо знаете, в чем уверены и что сможете раскрыть глубоко и разносторонне, как от вас того и ждут. 

Итоговое сочинение – это свободный рассказ или строго структурированная работа с обязательным вступлением, заключением, опорными точками и ключевыми словами, которые обязательно надо использовать?

Никаких ключевых слов нет, но есть нюансы. Всякая свобода имеет свои ограничения. Тип текста у вас – рассуждение, а это предполагает вступление, основную часть (те самые литературные примеры и аргументы) и заключение. Что именно вы положите в основу рассуждений, зависит только от вас и вашего полета мысли. Но композиция должна быть в порядке, а логические ошибки, любые бессмысленные повторы и провалы в тексте –  то, чего быть как раз не должно. 

Повторяемые всюду клише и затертые штампы – это плохо; богатая, разнообразная, умная и грамотная речь – это хорошо. Но помните заветное правило: пишите нормальным человеческим языком! Не чиновничьим («так умнее» не будет), не восторженно-патетическим (как Г.Р. Державин в одах), но и не бытовым, как с мамой за чашкой чая. Стиль работы – нейтральный, и в ней одинаково неуместны ни сленговые словечки, ни «высокие» слова, выбивающиеся из общего ряда. 

«О друг мой Аркадий Николаевич! – воскликнул Базаров,–  об одном прошу тебя: не говори красиво». Этой цитатой я уже не первый год иллюстрирую суть подхода к стилю работы. Кстати, подходящие по теме вашей работы цитаты очень даже уместны, как и отсылки к другим видам искусства, помимо литературы. 

Не надо давать в заключении советы вроде «не проваливаться в колодцы боли» и подобное, не надо предлагать что-то прочитать/подумать/представить тем, кто вас проверяет. Это выглядит дурно: первое – потому что это пример крайне неудачной метафоры, второе – потому что советов никто и не просит. Даже если вдруг тема так звучит, что так и хочется нечто такое написать, все равно лучше этого не делать. 

Если объем сочинения будет больше положенного количества слов – это хорошо или плохо?

Верхнего предела нет; нижний есть. 250 слов – ваш минимум, чтобы в работе хотя бы было возможно что-то проверять. 350 слов – средняя норма. Хорошие, крепкие работы в моей практике – около 500. Если у вас нормально прописаны все части работы, объем набирается сам, главное тогда – успеть все написать в отведенное время. 

Одиннадцатиклассник пришел на экзамен – и не может написать ни слова, хотя прекрасно умеет рассуждать, прочитал много книг и т. д. Как выйти из такого ступора? Что бы вы посоветовали?

Выход из любого ступора – действие. У вас шесть тем, вам надо начать с их разбора: там либо вопрос, что уже подталкивает к рассуждению, либо утверждение, но там тоже есть отправная точка. Цитаты великих людей в качестве темы тоже могут быть, и тоже там есть «ключики». 

Сначала тему надо разобрать и выделить в ней слова-ограничители, задающие вам рамки. Писать надо строго по теме, вот и обозначьте для себя ее поле. 

Запишите наиболее понравившуюся тему на черновике и подчеркните в ней ключевые слова – это уже начало работы. Все темы кажутся «плохими» – тогда запишите все, во всех подчеркивайте нужное. В процессе что-то найдется. Дальше мозг придет в себя, и дело пойдет. 

Набросайте план, он тут предельно прост: вступление, аргумент 1, аргумент 2, заключение. В процессе вы уже что-то вспомните – и сразу записывайте все, потом исправите. 

Сколько времени оптимально отвести на черновик, чистовик, проверку?

Я всегда рекомендую делить время пополам: половину отдать черновику, половину – работе набело. И обязательно строжайше запрещаю писать набело сразу. У вас нет, конечно, пункта «минус за «грязь» в работе», но дело не в этом.  

Работать с любым текстом надо по методу Л.Н. Толстого: сначала записываем все, что пришло в голову по теме, чтобы ни одной мысли не потерять. Вот как получится; криво-косо – ну и пусть, главное – чтобы все ценное из головы было зафиксировано. Потом две минуты на отвлечение: смотрим в окно, в потолок, в пол… куда угодно, только не на свой лист. Мозгу надо переключиться с проделанной только что работы. Но не засиживаться, время-то идет. 

А уж потом беремся править написанное. И вот тогда можно заметить, что где-то смысловые блоки надо поменять местами (иногда это даже целые аргументы целиком), чтобы не страдала логика. Или обнаружить неудачные формулировки и убрать их, исправить на удачные или более тщательно обдумать высказывание в целом. Обязательно проверить речь, корректность и однозначность высказываний. Помните: всякая двусмысленность и неточность формулировок работают против вас. Это всегда так, не только на сочинении. 

До сочинения остается всего две недели: как выстроить подготовку перед финальным рывком?

Совет предельно простой: читать и писать. Потому что работа письменная и проверяет начитанность – все логично. Даже если вы проспали всю литературу за весь школьный курс, еще есть шанс наверстать малую форму: у вас в программе много замечательных авторов, писавших рассказы и повести. Это и классики, и современники – так что выбор у вас довольно велик. 

И помните: практика всегда значит очень много! Пишите сочинения по темам прошлых лет, выполняйте задания, которые дают вам учителя в школе, репетиторы или курсы – смотря по тому, как и где вы готовитесь. Сейчас самое время выполнять все-все письменные работы на совесть, а не пренебрегать ими. 

Дайте, пожалуйста, советы: чего категорически нельзя делать на сочинении и что обязательно нужно делать.

Нельзя:

1. Списывать.
2. Подменять анализ пересказом.
3. Лить воду вместо рассуждений по сути. 

Надо:
1. Держать структуру работы и писать строго по теме.
2. Обязательно сначала писать на черновик.
3. Тщательно проверять написанное набело. 

Всем удачи и хороших результатов!

Первоисточник: федеральный портал "Российское образование"

Мой МирВКонтактеОдноклассники

.

Система управления контентом
428003, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Школьный проезд, дом 10 А
Телефон: 8(8352) 57-21-60
Факс: 8(8352) 57-21-60
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика